Поездка представителей наших монастырей в Санкт-Петербург на Круглый стол «Добродетель послушания в современных монастырях — практические аспекты»

По благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2-3 июля 2018 года в Вознесенском Новодевичьем монастыре г. Санкт-Петербурга состоялись заседания круглого стола, посвящённого теме «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты», организованного Синодальным отделом по монастырям и монашеству. От Никольского монастыря, в качестве делегата, по благословению игумении Ирины, ездила инокиня Фотина (Зачиняева), а от Преображенского монастыря – настоятель, игумен Матфей (Черевикин).

Всего за 2 дня было зарегистрировано 170 участников, в том числе 20 архиереев, 60 наместников и игуменов монастырей, 39 игумений, 58 насельников и насельниц монастырей, из 86 Епархий РПЦ, в том числе Украины, Белоруссии, Молдовы, РПЦ за рубежом.

2 июля после окончания заседания состоялся обед, после которого всех желающих на автобусах повезли на экскурсию в г. Кронштадт, сначала в Ставропигиальный Никольский Морской собор, а затем на святую квартиру святого праведного Иоанна Кронштадтского.

3 июля после обеда, всех желающих повезли на экскурсию по святым местам г. Санкт-Петербурга, сначала в Александро-Невскую лавру, где у святых мощей был отслужен молебен св. блгв. Кн. Александру Невскому. Молебен служил Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Затем нас отвезли на Смоленское кладбище для поклонения св. блж. Ксении Петербургской. В завершение участников привезли в Свято-Иоанновский Ставропигиальный монастырь к св. прав. Иоанну Кронштадтскому.

Всего на заседании было прочитано и прослушано 15 докладов и сообщений, посвящённых различным аспектам темы «Добродетели послушания в жизни современных монастырей». Во второй день дискуссии участники поделились друг с другом практическим опытом в преодолении различных трудностей в научении добродетели послушания современных монашествующих. Особенно хотелось отметить единство духа всех докладчиков, которые не противоречили, но дополняли и обогащали друг друга. По итогам сообщений дискуссии делаем следующие выводы:

  1. Послушание является деятельным ответом монашествующих на любовь Божию. В послушании монах руководствуется прежде всего примером Господа нашего Иисуса Христа, бывшего послушным Богу Отцу, даже до смерти крестной. Послушание как устремленность к единственной цели — единению со Христом, является ключевым в духовной жизни монаха.
  2. Добродетель послушания имеет в своей основе свободное личное произволение и постоянный самоотверженный труд. Спасительную силу приносит смиренное послушание, совершаемое с радостью и желанием сердца.
  3. Посредством послушания монах становится свободным от действия своих греховных мыслей, чувств и воли, и способен выполнять волю Божию на всяком месте и во всякое время. Послушание является фундаментом для стяжания благодатных даров Святого Духа.
  4. Послушание освобождает монаха от забот и попечений и дарит чистоту ума и сердечную молитву. Внутренняя молитва, совершаемая в страхе Божием и благодарении, прожигает сердце послушника любовью ко Христу и порождает жажду познания Воли Божией, через послушание игумену, и братии, и Священноначалию.
  5. Послушание и доверие по любви ко Христу лежит в основе взаимоотношений монаха и духовного наставника и есть сердечное принятие уставности как принципов монашеской жизни. Взаимное послушании братии игумену и друг другу в монашеском общежитии созидает в братстве единство духа в союзе мира.
  6. Послушание как выражение благодарности Богу в служении братии лежит в основе всех дел в обители. Все дела и служения, которые совершаются по иным причинам и не имеют целью единение со Христом, не приносят монашествующим духовной пользы.
  7. В научении послушанию большое значение имеет первичный пример и духовное наследие подвижников благочестия, особенно тех, кто жил в близком по времени 20 веке, через смирение и послушание стяжавших дар духовного роста.

Комментарии закрыты.